Комплексный проект

Реализация комплексного проекта массового обучения граждан «Электронный гражданин»

Нормативное обоснование

Согласно Указу Президента РФ №601 от 07.05.2012 к 2018 году не менее 70% граждан РФ должны иметь возможность получить государственные и муниципальные услуги в электронном виде. Достижение этого показателя – важная часть государственной политики в области информационных технологий, для реализации которой необходимо принимать меры по массовому обучению граждан основам информационных технологий. Именно этот показатель внесен в План деятельности Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на 2013 – 2018 годы. Также в рамках достижения пятой цели Плана Минкомсвязи намерено в 2014 г. подготовить программы популяризации медиа- и компьютерной грамотности в федеральных СМИ. Доля медиаграмотного населения в России к 2018 г. должна достичь 55%.

Государственная программа «Информационное общество 2011 – 2020 годы», утвержденная распоряжением Правительства № 1815-Р, возлагает на субъекты РФ ответственность за проведение обучения граждан основам компьютерных технологий. Однако в настоящий момент на федеральном уровне нет единых рекомендаций по стандарту подготовки, что дает регионам России возможность самостоятельно выбирать программу обучения.

Описание проекта

Задача быстрой и эффективной массовой подготовки граждан, поставленная Президентом и Правительством, подразумевает необходимость комплексного подхода, адаптированного к нуждам конкретного субъекта РФ. В рамках данного предложения будет рассмотрены меры по реализации на территории региона международной программы «Электронный гражданин», предполагающей оптимальное сочетание очного и заочного обучения для обеспечения массовости обучения в короткие сроки.

«Электронный гражданин» - это обучение широких масс населения использованию ресурсов информационного общества, в т.ч. электронного государства. Основная задача проекта заключается в создании условий для перехода к электронным государственным услугам и обеспечения их востребованности населением. Большая часть курса посвящена работе с официальными государственными сервисами (как федеральными, так и региональными), получению государственных услуг в электронном виде, в т.ч. с регионального портала, а также информационным ресурсам региона (общение, транспорт, афиша мероприятий, региональные банки и т.д.). В этой связи учебник изготавливается под каждый регион в отдельности.

Курс «Электронный гражданин» предназначен для людей, никогда прежде не работавших с компьютером, но желающих войти в информационное общество и научиться использовать компьютер в повседневной жизни. Качество полученных в ходе обучения знаний подтверждается независимым тестом, который слушатели проходят по окончании курса. При успешной сдаче теста, кандидат получает международный сертификат – Паспорт электронного гражданина, действующий в 70% стран мира.

Всего по программе "Электронный гражданин" в нашей стране на начало 2016 года прошло очное обучение свыше 130 000 чел, заочное - свыше 2.5 млн чел. Проект «Электронный гражданин» официально рекомендован Рабочей группой Общественной Палаты РФ по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в РФ, а также имеет положительные отзывы региональных и муниципальных органов власти.

Состав проекта

Комплексный проект «Электронный гражданин» предполагает:

  1. Информационно-пропагандистскую работу с населением (рекламная кампания по необходимости повышения компьютерной грамотности в региональных СМИ).
  2. Поставку международных учебно-методических комплектов «Электронный гражданин», адаптированных под регион с учетом пожеланий Заказчика. В учебнике подробно рассмотрены все официальные региональные ресурсы, что дает возможность гражданам научиться использовать сайты своего региона.
  3. Разработку и показ по региональным ТВ каналам телекурса «Электронный гражданин», адаптированного под национальные и культурные традиции региона.
  4. Обучение и сертификацию преподавателей учебных заведений региона силами московских специалистов.
  5. Очное обучение граждан на базе региональных учебных центров, что дает возможность задействовать имеющуюся в регионе образовательную инфраструктуру.
  6. Создание портала поддержки проекта «Электронный гражданин», предоставляющего исчерпывающую информацию о проекте, возможность электронной записи на курс, отчетность учебных центров, видеоматериалы проекта и пр.

 

Работа с населением

Информационно-пропагандистская работа с населением включает в себя разработку и размещение печатных информационных материалов о возможности обучения компьютерной грамотности, создание агитационных видеороликов для размещения на ТВ и в Интернете, проведение пресс-конференций, посвященных началу проекта, а также размещение материалов о проекте в региональных и федеральных СМИ.

Учебно-методические комплекты

Поставка учебно-методических комплектов «Электронный гражданин» предполагает выполнение работ по адаптации пособий для преподавателей под регион, а также типографское изготовление тиража и его доставку. В состав учебно-методического комплекта входит:

  • Учебник (300 стр.)
  • Рабочая тетрадь (54 стр.)
  • Методическое пособие для преподавателя (25 стр.)

 

Все пособия изготовлены полноцветным высококачественным полиграфическим методом на импортной бумаге, написаны простым и понятным языком и обладают большим количеством иллюстраций. Учебные комплекты были разработаны международными рабочими группами, разделенными на ИТ-специалистов, методистов и пользователей, на основе международного стандарта eCitizen Фонда ECDL. Специалисты в области ИКТ определяли наиболее востребованные в повседневной работе программные приложения и продукты, методисты составляли учебные материалы, а пользователи служили фокус-группой для отработки методик преподавания. Подобный подход обеспечил уникальное качество учебных материалов. Адаптацию и локализацию под российские условия проводят ведущие специалисты в области формирования электронного правительства и развития информационного общества, в том числе и сотрудники федеральных и региональных органов власти.

Телекурс «Электронный гражданин»

Разработка телекурса «Электронный гражданин» позволяет обеспечить массовое обучение граждан, в т.ч. проживающих в отдаленных районах, при минимальных финансовых и организационных затратах. Трансляция видеокурса позволяет также решить задачу массового информирования населения об имеющихся в регионе информационных ресурсах, в т.ч. порталах государственных услуг, и обучения пользования ими. Таким образом, видеокурс «Электронный гражданин» сочетает в себе функции обучения и социальной рекламы информационного общества.

Видеокурс изготавливается в двух форматах, адаптированных как для демонстрации по телевидению, так и для работы через сеть Интернет. Методически телекурс содержит лекционную часть (т.е. показ преподавателя, дающего материал) – около 35% времени, интерактивные занятия (демонстрация сайта, по которому перемещается курсор мыши с закадровыми разъяснениями преподавателя (слушатель должен повторять эти действия на своем компьютере)) – около 60% времени и анимационную часть (анимационные ролики, демонстрирующие работу с ресурсами, а также этапы получения госуслуг, работы с электронным банкингом, совершения он-лайн покупок, заполнения электронных анкет и пр.) – около 5% времени. Таким образом, курс построен на принципах интерактивности и вовлечения слушателя в учебный процесс. Курс воспринимается слушателями как интересный, увлекательный и полезный.

При разработке видеокурса под нужды региона возможна его полная переработка под требования Заказчика. Адаптация может включать в себя смену ведущих, декораций студии, сценариев, включение интервью с ответственными лицами региона, дополнение материала репортажной съемкой и т.д. Все рабочие материалы проекта подлежат согласованию с Заказчиком. Заказчик также может назначить куратора проекта со своей стороны, которому будет обеспечен доступ к процессу съемок.

Обучение и сертификация преподавателей

Обучение и сертификация преподавателей учебных заведений региона проводится в виде серии семинарских занятий, организованных ведущими методистами программы «Электронный гражданин». Семинары проводятся дистанционно, что позволяет массово обучить преподавателей региона новейшим методикам работы. По завершению семинаров преподаватели проходят международный тест на соответствие своих знаний стандарту «Электронный гражданин» и получают официальный сертификат тьютора проекта.

Очное обучение граждан

Очное обучение граждан на базе региональных учебных центров силами сертифицированных педагогов обеспечивает максимальную эффективность обучения и подбор оптимальной программы для различных социальных групп.

Портал поддержки проекта

Создание портала поддержки проекта «Электронный гражданин» имеет своей целью разработку единого ресурса, посвященного проектам по обучению населения в регионе. Портал призван обеспечить информационные потребности жителей в части возможности участия в программе «Электронный гражданин», получения и подтверждения сертификатов о прохождении обучения, удаленного изучения учебных материалов проектов, записи на курс, ознакомления с новостями проектов. Текстовое и информационно-тематическое наполнение ресурса адаптировано к восприятию простыми гражданами, не имеющими специальных познаний в области информационных технологий, экономики, юриспруденции и государственного устройства.

Результаты комплексного проекта «Электронный гражданин»

Выполнение поручения Президента РФ

Выполнение Поручения Президента РФ по разработке и внедрению программы обучения населения основам ИКТ. Достижение целевых показателей госпрограммы «Информационное общество 2011 – 2020 гг.». Опережающая разработка программы медиаграмотности, которая может быть представлена в качестве типового решения на федеральный уровень.

Федеральные субсидии

Возможность получения федеральных субсидий. Проект может быть представлен в Министерство связи и массовых коммуникаций для получения ежегодной субсидии на развитие информационного общества и формирование электронного правительства региона.

Востребованность электронных госуслуг

Обеспечение востребованности внедряемых электронных государственных услуг. Рост числа зарегистрировавших Личный кабинет на портале www.gosuslugi.ru, что является оценочным показателем Министерства связи по формированию условий для перехода к электронным государственным услугам. Рост посещаемости порталов региональных органов власти. Популяризация работы ОГВ субъекта РФ за счет ознакомления населения с официальными порталами. Информирование населения о достижениях региональных органов власти, публикуемых на Интернет-ресурсах субъекта РФ.

Тиражирование полученного опыта

Тиражирование полученного опыта на другие субъекты РФ и на федеральный уровень. Результаты проекта могут быть доложены в качестве передового опыта в профильные ФОИВ (в первую очередь Министерство связи и массовых коммуникаций), а также вынесены на рассмотрение в Совет по региональной информатизации, Рабочую группу Общественной палаты РФ по развитию информационного общества и формированию электронного правительства, Комиссию по формированию информационного общества Совета Федерации РФ. Опыт реализации проекта будет интересен другим субъектам РФ, что даст возможность поделиться им в ходе общероссийских конференций, форумов и иных мероприятий.